?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

22-23 января 2011 г., в Неделю по Богоявлении и в день памяти свт. Феофана, затворника Вышенского, на Богоявленском приходе состоялись миссионерские богослужения с комментариями: всенощное бдение и Божественная литургия.

Приводим текст пояснений к богослужению в Неделю по Богоявлении

КОММЕНТАРИИ К ВЕЧЕРНЕМУ БОГОСЛУЖЕНИЮ

под 23 января 2011 г. – Неделя по Богоявлении, глас 2, и память свт. Феофана Затворника

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры, мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву. Сегодня и завтра, как и месяц тому назад, в нашем храме богослужение по ходу его совершения будет сопровождаться краткими комментариями, разъясняющими смысл совершаемых священнодействий, молитв и песнопений.

В православной Церкви день начинается с вечера. Поэтому сегодня, в субботу вечером служба служится уже воскресная. Это воскресенье именуется в церковном календаре: «Неделя по Богоявлении». Это значит, что сегодня будет совершаться:

- во-первых, воскресная служба очередного (2-го) гласа,

- во-вторых, служба праздника Богоявления, который празднуется 9 дней – с 19 по 27 января (этот период называется «попразднство»), и

- в-третьих, служба святителя Феофана, затворника Вышенского, память которого мы также совершаем в это воскресенье.

Воскресная служба состоит из Всенощного бдения (которое мы совершим сегодня), часов и Божественной литургии (которые будут совершаться завтра).

Всенощным бдением называется Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней и состоит из соединения вечерни с утреней и 1-м часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно, чем в другие дни.

1-я часть Всенощного бдения – Вечерня – напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат, ибо в начале бытия райские двери были открыты для всех людей. Священник в безмолвии кадит престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря, что знаменует собой начало творения мира. Затем священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира - Пресвятую Троицу: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков".

Хор отвечает «Аминь», что значит «истинно, так». Каждый ответ хора «Аминь» есть выражения согласия и принятия всеми христианами, того, что совершается в Церкви.

Потом священники трижды поют и призывают верующих: "Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу". В ответ хор торжественно поет 103-й (предначинательный) псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: "Благослови душе моя, Господа! …Дивна дела Твоя, Господи! …Слава Ти, Господи, сотворившему вся!" Как Сам Бог ходил среди людей в раю, так и священник в это время выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся.

Но после грехопадения люди были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. Поэтому по окончании торжественного 103-го псалма царские врата закрываются, а мы, как и изгнанный Адам, усердно молимся Богу, чтобы он простил наши грехи и снова вернул нас в рай.

Священник возглашает великую (или мирную) ектенью: «Миром (т.е. в мире, примирившись со всеми ближними) Господу помолимся…» На каждое прошение священника мы отвечаем и молимся: "Господи, помилуй!" После мирной ектении поется 1-я кафизма, точнее отдельные стихи из нее, начиная со слов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…», по окончании которых произносится еще одна – малая (т.е. сокращенная) ектения которая начинается словами: "Паки и паки (т. е. еще и еще) миром Господу помолимся!".

Далее совершается еще одно вечернее каждение, и поются ветхозаветные стихи из псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...», к которым присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные. Сегодня стихиры будут посвящены Воскресению Христову, Богоявлению и святителю Феофану. Послушайте перевод некоторых из них:

Гл.2. Прежде веков рожденному от Отца Богу Слову, / воплотившемуся от Девы Марии, / придите поклонимся, ибо Он, Крест претерпев, / погребению Себя предал, как Сам восхотел, / и воскреснув из мертвых, / спас меня – заблуждившегося человека.

Гл.1. Богомудрый отец наш Феофан, хотя ты прожил жизнь в тайных подвигах, но явился для людей пресветлым светильником, просвещая нас лучами слов (поучений) твоих, учишь познавать Христа. И потому мы, радостно поклоняясь перед ракой твоих честных мощей, с умилением взываем: слава (Богу), Прославляющему святых Своих.

Последняя стихира посвящена Богородице и называется «Догматик», так как в ней излагается догмат (т.е. главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. Послушайте перевод сегодняшнего догматика 2-го гласа:

Гл.2. Прошла тень закона, / когда благодать явилась; / ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем, / так Ты, Дева, родила и девою осталась. / Вместо столпа огненного / воссияло Солнце правды, / вместо Моисея – Христос, / спасение душ наших.

При пении догматика царские врата открываются и совершается Вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит священник с кадилом, возглашает: "Премудрость, прости!" (т.е. внимайте премудрости Божьей, стойте прямо), входит через царские врата в алтарь и становится за престолом на горнем месте. В это время поется вечерний гимн Господу нашему Иисусу Христу «Свете Тихий». Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы.

Вечерний вход напоминает нам, как ветхозаветные праведники, согласно обещанию Божию и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода. Затем поется прокимен, т.е. краткий стих из Священного Писания. Он зависит от дня недели, под воскресенье поется прокимен: "Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся".

После прокимна царские врата закрываются, и священник произносит сугубую (т.е. усиленную) ектению: "Рцем вси (т.е. скажем, все, начнем молиться), от всея души и от всего помышления нашего, рцем…" На каждое прошение этой ектении мы отвечаем не один, а три раза "Господи, помилуй!"

Затем поется молитва: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." и  произносится просительная ектения: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви" (довершим и принесем Господу во всей полноте). На каждое прошение этой ектении мы отвечаем "Подай, Господи!" В молитве «Сподоби, Господи» и просительной ектенье мы испрашиваем у Господа благословения на предстоящий вечер, чтобы проводить его свято, мирно и без греха.

 

Следующая остановка после просительной ектении

В заключительной части вечерни поются "стихиры на стиховне". Так называются особые стихи, написанные в память воспоминаемого события. Так же как и на «Господи, воззвах», на стиховне сегодня будут петься стихиры воскресные (2-го гласа), святителя Феофана и праздника.

Гл.2. Воскресение Твое, Христос Спаситель, / просветило всю вселенную, / и Ты призвал к Себе Свое создание: / всесильный Господи, слава Тебе!

Гл.4. Тебя, (Господи), Духом и огнем очищающего грех мира, увидев (Иоанн) Креститель, идущего к нему, со страхом и трепетом возгласил: не смею прикоснуться к верху головы Твоей пречистой, Ты (Сам) освяти меня Божественным явлением Твоим, Владыка, единый Человеколюбец.

Затем поется молитва "Ныне отпущаеши". Как повествует нам Евангелие от Луки (2 глава), это молитва св. Симеона Богоприимца – последнего ветхозаветного праведника, которому было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Эта молитва указывает на встречу Ветхого и Нового Завета, т.е. исполнение обетования Божия о Спасителе.

После Трисвятого поется Отче наш, царские врата вновь открываются и поется приветствие Архангела Гавриила: "Богородице Дево, радуйся...", которое также указывает на исполнение обетования Божия о пришествии Спасителя и прославляет Ту, через Которую это пришествие совершилось. Здесь же поется тропарь праздника Богоявления:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, началось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность слов (Отца). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

После троекратного пения молитвы праведного Иова: "Буди имя Господне благословено отныне и до века", и 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время…», священник благословляет народ заключительными словами: "Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием - всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Этими словами оканчивается вечерня – 1-я часть Всенощного бдения, изображающая события Ветхого Завета.

 

Следующая остановка перед шестопсалмием

Сразу же после окончания вечерни начинается 2-я часть Всенощного бдения – Утреня, которая напоминает нам времена уже новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир для нашего спасения и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся пастухам в Вифлееме: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

Царские врата закрываются, в храме гаснут все светильники, и читается шестопсалмие, т.е. 6 избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмие все молящиеся слушают в полной тишине, сосредоточенно и с особым благоговением. В середине шестопсалмия, т.е. по прочтении 3-х из 6-ти псалмов, священник, напоминая собою Христа, смиренно явившегося в мир в яслях в тиши Вифлеемской ночи, выходит из алтаря, становится перед закрытыми царскими вратами и читает про себя особые утренние молитвы за всех верующих.

После шестопсалмия, так же как на вечерне после предначинательного псалма, священник произносит великую (или мирную) ектению, а затем перед иконой Спасителя возглашает краткую торжественную песнь о явлении Христа в мир людям: "Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!" т.е. Бог - Господь, и явился нам, и достоин прославления Идущий во славу Господа.

После этого поются тропари: воскресный нынешнего (2-го) гласа, святителя и праздника:

Когда Ты сошел к смерти, Жизнь бессмертная, / тогда ад умертвил сиянием Божества. / Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, / все Силы Небесные взывали: / "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"

Наставник Православия, учитель благочестия и чистоты, Вышенский подвижник, Богомудрый святитель Феофан, Ты изъяснил Слово Божие твоими трудами и всем верным указал путь к спасению, моли Христа Бога, чтобы Он спас наши души.

Далее читается кафизма, т.е. очередная глава Псалтири, состоящая из ряда псалмов. Кафизма - значит «сидение», так как во время чтения кафизм можно сидеть. По окончании кафизмы, произносится малая ектения.

Итак, начальная часть утрени – с чтением шестопсалмия и кафизмы - призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию.

 

 

Следующая остановка перед полиелеем

После начальной, покаянной части утрени начинается самая торжественная часть всенощного бдения – полиелей (в переводе с греческого: "много милости" или "многое освещение"). Он начинается торжественным пением хвалебных стихов 134, 135 псалмов: «Хвалите имя Господне… яко в век милость Его. Аллилуия!» В это время храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, священники выходят из алтаря на середину храма и поют Величание святому – Феофану Затворнику. После этого совершается каждение по всему храму, во время которого поются особые тропари, прославляющие Воскресение Христово.

Ангельский собор удивился (изумился), / видя Тебя, Спаситель, к мертвым причтенного, / но силу смерти сокрушившего, / и Адама с Собою воздвигшего, / и от ада всех освободившего.

Затем поется воскресный прокимен (2-го гласа) «Востани, Господи, Боже мой, повелением, имже заповедал еси, / и сонм людей обыдет Тя», и священник читает Евангелие о Воскресении Христа и о Его явлениях апостолам. Всего таких воскресных Евангелий – 11, они читаются друг за другом в течение всего года. Сегодня будет читаться 2-е воскресное Евангелие от Марка – о том, как святые жены-мироносицы, придя рано утром ко гробу Спасителя, увидели там юношу в белых одеждах – ангела, который возвестил им о том что Христос воскрес, Его нет среди мертвых, и велел сообщить о том апостолам.

По прочтении Евангелия поется торжественная песнь "Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…", Евангелие выносится на средину храма для поклонения верующих, а затем читается заключительная молитва полиелея: "Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…"

Сразу после этого начинается пение канона, во время которого все верующие целуют Евангелие, а священник помазывает всех елеем. "Канон" в переводе с греческого означает "правило". Каноном состоит из 9 песней. При этом 2‑я песнь канона, как покаянная, поется только в Великом посту. Кроме того, перед 9 песнью канона поется еще одна песнь Богородицы: "Величит душа Моя Господа..." с припевом: "Честнейшую херувим…"

Каждая песнь (с 1 по 9) посвящена своей теме: выходу народа Божия из египетского рабства, утверждению в Господе, просвещению Божиим светом, чудесному спасению трех отроков в Вавилонской печи и т.д., о чем поется в начальном стихе песни – «ирмóсе», что значит «связь». Этими ирмосами весь канон связывается в единое целое. Сегодня будут петься ирмóсы воскресного канона 2-го гласа: «Во глубине постла иногда…»

Некогда Божественная сила, превосходящая всякое оружие, прогребла в глубине войско фараона; / воплотившееся же Слово уничтожило всезлобный грех, / ибо препрославленный Господь / славно прославился.

В заключение каждой песни поется «катавасия», которая меняется в течение церковного года. Во время празднования Богоявления в качестве катавасии поются ирмосы канона "Глубины открыл есть дно..." Эти слова означают окончание очередной песни и переход к следующей. Последняя катавасия канона называется «задостойник», т.к. она исполняется также на Литургии вместо хвалебной Богородичной песни «Достойно есть…» Вот перевод задостойника Богоявления:

«Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородица; но, будучи Благой, прими нашу веру, ибо Ты знаешь любовь нашу. Ты – Заступница христиан, и Тебя мы величаем»

После 3 песни сегодня будут читаться кондаки праздника Богоявления и святителя Феофана, а после 6 песни – воскресный кондак (2-го гласа). Вот их перевод:

Как явление Божественных дарований воистину (ты) показался земле Российской, святитель Феофан, пастырь добрый стада Христова, вразумляя своей святой жизнью, словом и писанием наставляя. И ныне, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы и воздевая с дерзновением священные твои руки, непрестанно моли (Бога) о всех нас.

Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, / и ад, увидев это чудо, пришел в ужас, / и мертвые восстали. / И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, / и мир Тебя, Спаситель мой, / прославляет непрестанно.

Затем священник прославляет Воскресшего Господа стихом "Свят Господь Бог наш", который хор повторяет трижды, и читается воскресный Ексапостиларий. Это название происходит от слова «апостол» и переводится как: «посылаю». Всего ексапостилариев, как и воскресных Евангелий, - ровно 11, каждый из них соответствует своему Евангелию и еще раз напоминает нам о тех событиях, т.е. сегодня – о встрече жен-мироносиц с ангелом у Гроба Господня. Итак, полиелей и канон – это важнейшая часть службы, в которой необходимо молитвенно участвовать с особым вниманием.

 

 

Следующая остановка перед стихирами на хвалитех

Заключительная часть утрени имеет хвалебное содержание. Здесь поются стихи псалмов 148, 149, 150 "Всякое дыхание да хвалит Господа". К ним присоединяются стихиры на хвалитех. Предпоследняя стихира называется Евангельская. Сегодняшняя Евангельская стихира соответствует 2-му воскресному Евангелию об ангеле и мироносицах:

Бывшим с Марией женам, / пришедшим с благовониями / и недоумевавшим, как им достичь желаемого, / явился камень отодвинутый / и юноша Божественный, успокаивающий смятение их душ, сказал: / "Восстал Иисус Господь; / потому возвестите провозвестникам, Его ученикам, / чтобы они спешили в Галилею / и увидели Его, воскресшего из мертвых, / как Подателя жизни и Господа".

Последняя стихира посвящена прославлению Божией Матери:

Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы ожили. / И потому мы, воспевая, взываем: / "Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!"  

При пении этой стихиры (как на вечерне – при пении догматика) царские врата открываются и священник, стоя перед престолом, возглашает: "Слава Тебе, показавшему нам свет!" (В древности, когда всенощное бдение совершалось всю ночь, этот возглас совпадал с появлением утренней зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея"... В великом славословии мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением - светом истины. Великое славословие заканчивается пением трисвятого: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас".

Затем поется воскресный тропарь – один из двух, которые исполняются попеременно через воскресенье:

Воскрес из гроба и разрушил оковы ада, / отменил (наше) осуждение на смерть, Господи, / всех от сетей врага избавил; / явился Апостолам Твоим, / послал их на проповедь / и через них мир Твой даровал вселенной, / Единый Многомилостивый.

В заключение утрени, как и на вечерне, произносятся две ектении: сугубая (т.е. усиленная) и просительная. Заканчивается утреня отпустом – священник, стоя в открытых царских вратах лицом к народу, говорит: "Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святителя Феофана, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". А хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, братию святого храма сего и всех православных христиан.

Сразу после этого царские врата закрываются и читается 1-й час – последняя и самая короткая часть Всенощного бдения. Она состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы услышал глас наш и исправил дела рук наших в продолжение наступающего дня, и оканчивается кондаком праздника Богоявления.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебя: «Ты пришел и показал Себя нам, Свет неприступный».

Проповедь.

Profile

Богоявленский
makar_ok
Макар Олегович Кульков

Latest Month

December 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel